Типичные иллюзии конфликтантов.

Иллюзия «выигрыша-проигрыша».

Это представление человека о том, что в любом конфликте один выигрывает, а другой проигрывает. Но во многих случаях есть и другие варианты исхода конфликта, например "проигрыш-проигрыш", "выигрыш-выигрыш". Иллюзия, что существует только альтернатива выиграть или проиграть, ведет к обострению конфликта до такой степени, что победа уже не дает ощущения выигрыша.

Иллюзия «самооправдания». Мы предубеждены в пользу самих себя. Мы склонны оправдывать собственное поведение, преувеличивать наши добрые дела и преуменьшать дурные стороны наших скверных поступков, а то и вовсе не признаваться в них.

Иллюзия «плохого человека». Тот кто говорит или действует не так как нам хотелось бы вызывает негативную реакцию у нас, неприязнь и т.д.

Стратегии поведения в конфликтных ситуациях.

Концепция Томаса-Киллмена.

В ее основе лежит динамика соотношения между степенью настойчивости в удовлетворении своих интересов (ось у) и степенью готовности пойти навстречу другому в удовлетворении его интересов (ось х).

1. В начале осей находится нулевая точка, в которой не происходит удовлетворения ничьих интересов. Эта точка соответствует стратегии «избегания». Человек игнорирует конфликтную ситуацию, делает вид, что ее не существует, и не предпринимает никаких шагов по ее разрешению или изменению. Некоторые люди стараются занять нейтральную позицию, потому что чувствуют себя дискомфортно, когда в отношениях с кем-то появляется напряженность. Иногда такое поведение как раз и приводит к конфликту или накаляет атмосферу еще больше. Эта стратегия свойственна людям со сниженной самооценкой и недостаточно развитым социальным интеллектом.

2. Вертикальная ось выражает стремление удовлетворить только свой интерес, не принимая в расчет интересов партнера. Эта стратегия – «соперничество». Требует приложения всех сил, что может приводить к истощению, болезни. Это позиция самоутверждения, свойственна людям с завышенной самооценкой. Для конкурирующего конфликт – это определенный вид спорта, где будут и победитель, и проигравший.

3. Горизонтальная ось, направленная по нарастанию уступчивости оппоненту, демонстрирует стратегию «приспособления» к оппоненту вплоть до полной капитуляции перед его требованиями. Это подчиненная социальная позиция на фоне неадекватной самооценки. Приспосабливающийся старается угодить всем. Цель этого человека – внешняя гармония, не обязательно справедливое разрешение конфликта.



4. 50/50. «Компромисс» часто служит лишь временным выходом, поскольку ни одна из сторон не удовлетворяет свои интересы полностью, и основа для конфликта сохраняется. Противоречия не решаются, а маскируются и временно загоняются внутрь.

5. Стратегия «сотрудничество» полностью решает проблемы и характеризуется партнерским отношением. Это 100% удовлетворение потребностей каждой из сторон. Это единственный способ выхода из конфликта, который позволяет одновременно достичь искомого результата и не нарушить отношения между партнерами.

Вопросы для самоподготовки.

Перечислите причины конфликтов.

Назовите типичные иллюзии в конфликте.

Расскажите про 5 стратегий поведения людей в конфликтных ситуациях.

Тема 19.: "Психологические приемы в решении конфликтных ситуациях".

Содержание: Типы конфликтных личностей. Метод принципиальных переговоров. Технологии рационального поведения в конфликте. Формы и мотивы критики. Психологические приемы в решении конфликтных ситуациях.

Конфликтная личность.

Под конфликтностью личности понимается ее интегральное свойство, отражающее частоту вступления в межличностные конфликты. При высокой конфликтности индивид становится постоянным инициатором напряженных отношений с окружающими независимо от того, предшествуют ли этому проблемные ситуации.

Представленные в Таблице «Типы конфликтных личностей» характеристики (демонстративный, ригидный, неуправляемый, сверхточный, бесконфликтный») встречаются наиболее часто, но не дают полного перечня.

Например, холерический тип темперамента человека часто может приводить к решению им противоречивых ситуаций конфликтным способом. Это связано с тем, что холерик обладает неустойчивым и подвижным типом нервной системы. В то же время, он быстро «остывает» и переходит к неконфликтному взаимодействию.



Завышенный или заниженный уровень притязаний также способствует возникновению межличностных или внутриличностных конфликтов. Уровень притязаний влияет на определение идеальной перспективной цели, на выбор цели очередного действия, и, наконец, на желаемый уровень самооценки личности. Завышенная самооценка обычно вызывает негативную реакцию со стороны окружающих, заниженная – имеет следствием повышенную тревожность, неуверенность в своих силах, избегание ответственности и т. п.

Это может показаться странным, но здесь уместно дать один важный совет - относитесь с сочувствием к людям, типичные особенности которых описаны ниже. Конфликтность, ставшую свойством личности, трудно преодолеть рациональным самоконтролем, усилием воли. “Воспитательные” воздействия со стороны здесь также редко приносят пользу. Конфликтность - не вина, а беда таких личностей. Реальную помощь им может оказать специалист - практический психолог.

Обратите внимание: речь идет не о склочниках с низкой моралью, а о людях, имеющих специфические психологические особенности, обусловленные базовыми свойствами индивидуальности.

Типы конфликтных личностей

Демонстративный.Хочет быть в центре внимания. Любит хорошо выглядеть в глазах других. Его отношение к людям определяется тем, как они к нему относятся. Ему легко даются поверхностные конфликты, любуется своими страданиями и стойкостью. Хорошо приспосабливается к различным ситуациям. Рациональное поведение выражено слабо. Налицо поведение эмоциональное. Планирование деятельности осуществляется ситуативно и слабо воплощается в жизнь. Кропотливой, систематической работы избегает. Не уходит от конфликтов, в ситуации конфликтного взаимодействия чувствует себя хорошо.

Ригидный. Подозрителен. Прямолинеен и негибок. Обладает завышенной самооценкой. Постоянно требует подтверждения собственной значимости. Часто не учитывает изменения ситуации и обстоя­тельств. С большим трудом принимает точку зрения окружающих, не очень считается с их мнением. Выражение недоброжелательности со стороны окружающих воспринимает как обиду. Малокритичен по отношению к своим поступкам. Болезненно обидчив, повышенно чувствителен по отношению к мнимым или действительным несправедливостям.

Неуправляемый. Импульсивен, недостаточно контролирует себя. Отличается плохо предсказуемым поведением, часто ведет себя вызывающе, агрессивно. Может не обращать внимания на общепринятые нормы общения. Характерен высокий уровень притязаний. Несамокритичен. В неудачах, неприятностях склонен обвинять других. Не может грамотно планировать деятельность, последовательно претворять планы в жизнь. Недостаточно развита способность соотносить свои поступки с целями и обстоятельствами. Из прошлого опыта извлекает мало уроков.

Сверхточный. Скрупулезно относится к работе. Предъявляет повышенные требования к себе и окружающим, создавая впечатление придирок. Обладает повышенной тревожностью. Чрезмерно чувствителен к деталям. Склонен придавать излишнее значение замечаниям окружающих. Может разорвать отношения с друзьями из-за кажущейся обиды. Страдает от себя сам, переживает свои просчеты, неудачи, подчас расплачиваясь болезнями (бессонница, головные боли и т. п.). Сдержан во внешних, особенно эмоциональных, проявлениях Слабо чувствует реальные взаимоотношения в группе.

"Безконфликтный". Неустойчивая оценка в мнениях. Внутренне противоречив. Обладает легкой внушаемостью. Зависит от мнения окружающих. Характерна некоторая непоследовательность в поведении. Ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях. Недостаточно хорошо видит перспективу. Излишне стремится к компромиссу. Не обладает достаточной силой воли. Почти не задумывается над причинами и последствиями поступков как своих, так и окружающих.


tipovaya-korrespondenciya-schetov-po-uchetu-denezhnih-sredstv.html
tipovaya-korrespondenciya-schetov-po-uchetu-osnovnih-sredstv.html
    PR.RU™