Типы слоговой структуры слов

I. Двухсложные слова, состоящие из открытых слогов:
ДЫНЯ, ВОДА, СОВА, ВАТА,

КОФЕ, МУХА, МЫЛО, ДЕТИ, НОГИ, ЛУНА, ДУХИ, ВЕСЫ, ВАЗА, НОТЫ, КОЗА, ЗУБЫ.

II. Трехсложные слова, состоящие из открытых слогов:
ЛОПАТА, СОБАКА, КУБИКИ, САПОГИ,
КАБИНА, ПАНАМА, УТЯТА, ГОЛОВА,
МАЛИНА, ГАЗЕТА, МИМОЗА, ЯГОДЫ,
МАШИНА, МОНЕТА, КОЛЕСО, МОЛОКО.

III. Односложные слова, состоящие из закрытого слога:
МАК, ЛУК, МЯЧ, КИТ,

ЛЕС, ЖУК, СОМ, СОК, ДУБ, ЛЕВ, МЕД, ДОМ, КОТ, ГУСЬ, ДЫМ, НОС.

IV. Двухсложные слова, состоящие из одного открыто­
го и одного закрытого слога:

ЛИМОН, ВЕНИК, БУКЕТ, БАНАН, ОГОНЬ, ПАКЕТ, БИДОН, ГАМАК, ВАГОН, БАТОН, УТЮГ, ПЕТУХ, КАТОК, ДИВАН, СОВОК, КАНАТ.

V. Двухсложные слова со стечением согласных в сере­
дине слова:

БАНКА, ЮБКА, ПИСЬМО, ВЕТКА, БУКВЫ, УТКА, ВАННА, НИТКИ, ВИЛКА, КЕПКА, ТЫКВА, ТАПКИ, ОКНО, КОНЬКИ, МАЙКА, ТАКСИ.

VI. Двухсложные слова с закрытым слогом и стечени­
ем согласных в середине слова:

ЧАЙНИК, ПОДНОС, АЛЬБОМ, ДОЖДИК, КАКТУС, ФОНТАН, МЕДВЕДЬ, БУБЛИК, МАГНИТ, ТЮЛЬПАН, ИНДЮК, ДЕЛЬФИН, КОСТЮМ, КОМПАС, СОЛДАТ, ПАВЛИН.

VII. Трехсложные слова с закрытым слогом:
КОЛОБОК, САМОЛЕТ, ПОМИДОР, ЧЕМОДАН,
БЕГЕМОТ, ПЕТУШОК, АНАНАС, ВАСИЛЕК,
ТЕЛЕФОН, БАРАБАН, ВОДОЛАЗ, ПОПУГАЙ,
МОЛОТОК, КАПИТАН, ТЕЛЕНОК, МАГАЗИН.

VIII. Трехсложные слова со стечением согласных:
ЯБЛОКО, ШАХМАТЫ, КОЛБАСА, КОНФЕТЫ,
КУКУШКА, ГАНТЕЛИ, КОМНАТА, КАЛИТКА,
БОТИНКИ, УЛИТКА, КАПУСТА, УДОЧКА,
ИГОЛКА, БЕСЕДКА, ВАЛЕНКИ, ДЕВОЧКА.

IX. Трехсложные слова со стечением согласных и за­
крытым слогом:

АВТОБУС, КУЗНЕЧИК, ОСЬМИНОГ, ХУДОЖНИК, АВТОМАТ, ЯГНЕНОК, ШИПОВНИК, САДОВНИК, ПАМЯТНИК, ПОЛОВНИК, БУДИЛЬНИК, АПЕЛЬСИН, ВИНОГРАД, ОХОТНИК, МАЯТНИК, КОФЕЙНИК.

X. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных:
МАТРЕШКА, ИЗБУШКА, ИГРУШКИ, НЕЗНАЙКА,
ВИНТОВКА, ЛАМПОЧКА, АНТЕННА, ТАБЛЕТКИ,
МОРКОВКА, СКАКАЛКА, КЛУБНИКА, ГВОЗДИКА,
СКАМЕЙКА, ИНДЕЙКА, ФУТБОЛИСТ, ГАРМОШКА.

XI. Односложные слова со стечением согласных в нача­ле или конце слова:

ЛИСТ, БОЛТ, КУСТ, ТАНК, КЕКС, ЗОНТ, ЛИФТ, ВИНТ, БАНТ, ЗНАК, ДНО, КЛЕЙ, ФЛАГ, ХЛЕБ, ГНОМ, ШКАФ.

XII. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных:
ЗВЕЗДА, ШТАНГА, ГНЕЗДО, СПИЧКИ,
ПТЕНЦЫ, ФЛАЖКИ, КЛЮШКА, ГВОЗДИ,
ПЛЕТКА, КЛЕТКА, КЛЮКВА, СКАЛКА,
КНОПКА, СВЕКЛА, КНИЖКИ, ТРАВКА.

XIII. Четырехсложные слова, состоящие из открытых
слогов:

ПИАНИНО, ЕЖЕВИКА, КУКУРУЗА, БУРАТИНО, РАКОВИНА, ПУГОВИЦА, ГУСЕНИЦА, ПОМИДОРЫ, ОДЕЯЛО, ЧЕРЕПАХА, ЯЩЕРИЦА, МУХОМОРЫ, ВИТАМИНЫ, МАКАРОНЫ, ПАУТИНА, ЧЕМОДАНЫ.

XIV. Четырехсложные слова со стечением согласных:
ЗЕМЛЯНИКА, БАКЛАЖАНЫ, ВОСПИТАТЕЛЬ,
МЕДВЕЖАТА,



АВТОМОБИЛЬ, ОСТАНОВКА, ПОДБОРОДОК,

МАГНИТОФОН,

АКВАРИУМ, ОБЕЗЬЯНКА, ОДУВАНЧИК,

ПАПОРОТНИК,

ПОЛОТЕНЦЕ, ХОЛОДИЛЬНИК, ЭКСКАВАТОР,

МОТОЦИКЛИСТ.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК

РАЗВИТИЯ СЛОГОВОЙ

СТРУКТУРЫ СЛОВА

К предпосылкам формирования слоговой структуры слова относят пространственный, динамический и ритми­ческий факторы психической деятельности. Их зрелость проявляется в способности ребенка к последовательной переработке звуковых сигналов (при восприятии) и к ли­нейному построению артикуляционных движений (при проговаривании) (А.Р. Лурия, А.В. Семенович, И.Т. Власенко, Т.В. Ахутина и др.).

Индикатором сформированности оптико-простран­ственной ориентации, ритмического и динамического по­строения движений являются продуктивные виды дея­тельности, связанные с практическим освоением простран­ства и формированием пространственных представлений (А.В. Венгер, О.С. Бот, Г.В. Бабина, Н.Ю. Сафонкина).

Упражнения на развитие

Оптико-пространственной

Ориентации

Упражнение 1

Ребенок сидит на стуле, глаза открыты либо закрыты. Взрослый звенит в колокольчик, держа его перед ребен­ком, за ним, над и под стулом, справа и слева. Нужно правильно сказать, где звенит (справа, слева, наверху, внизу, впереди, сзади).

Упражнение 2

Взрослый называет действие предмета или только пред­мет. Ребенок отвечает, далеко это или близко. Приведем пример.

Взрослый. Пароход плывет...

Ребенок. Далеко!

Взрослый. Маша сидит...

Ребенок. Близко!

Можно предложить следующие темы.

Карандаш лежит, дверь хлопает, пальмы растут, аквариум стоит, поезд гудит, доска висит, лифт едет, кит плывет, мама работает, кукла лежит, жираф живет, открытое окно, цветы в вазе, маши­на сигналит, Ваня топает, попугай в клетке, музыка играет, зер­кало висит и т.д.

Упражнение 3

Это упражнение — вариант предыдущей игры.



Взрослый. Снег на вершине горы...

Ребенок. Высоко!

Взрослый. Божья коровка на ромашке...

Ребенок. Низко!

Взрослый. Ведро упало в колодец...

Ребенок. Глубоко!

Можно предложить также следующие темы.

Самолет летит, комар летит, акула плавает, туча плывет, капли падают в лужу, камень на дне реки, дым из трубы, костер потух, парашютист приземляется, якорь стоящего корабля, птица на верхушке елки, бабочка на травинке, бросаем мяч в кольцо, ны­ряем, наклоняемся за игрушкой и т.д.

Упражнение 4

Ребенок перемещается в пространстве по инструкции взрослого.

Робот идет вперед... стоп. Направо... стоп. Вниз (под стол)... стоп. Вверх (встать)... стоп. Влево... стоп, и т.д.

Аналогично можно проводить игру с предметами, пере­мещая их в пространстве (куклы, самолет, машина).

Упражнения на разбитие

Сомато-пространственной

Ориентации

Упражнение 5

После показа взрослым ребенок повторяет движения, отвечая на вопросы.

Взрослый. Где находится сердце?

Ребенок. Слева.

Взрослый. Где у тебя темя?

Ребенок. Сверху.

Взрослый. Где подошвы?

Р е б е н о к. Снизу.

Взрослый. Какой глаз я тебе закрыла?

Ребенок. Правый.

Взрослый. Где у человека спина?

Ребенок. Сзади.

Взрослый. Где живот?

Р е б е н о к. Спереди.

Взрослый может предложить такие вопросы.

На каком плече моя рука? Куда «смотрят» коленки? А пятки? Какой рукой ты рисуешь? А ешь? Какое ухо я трогаю? Где лоб? Затылок? Волосы? Стопы? Переносица? Позвоночник? На какой бок я кладу твою руку? До какого виска я дотронулась? И т.д.

Упражнение 6

Ребенок самостоятельно показывает: левый мизинец, правый локоть, правый носок, левое запястье, левое бед­ро, мочку правого уха и т.д.

Упражнение 7

Ребенок выполняет «перекрестные» движения, показы­вая: правой рукой левую щеку, левый бок правой рукой, левой рукой правый висок, средним пальцем правой руки левое плечо, мизинцем левой руки правый глаз, указа­тельным пальцем правой руки левое запястье, большим пальцем левой руки правый мизинец правой руки.

Упражнение 8

Взрослый молча выполняет движения, ребенок должен повторить той же рукой или ногой, избегая зеркальности: правая рука вверх, левая нога в сторону, правая рука на пояс, правое колено к груди, «ласточка» на левой ноге, левая рука на живот, «аист» на правой ноге, и пр.

Впоследствии движения рукой и ногой можно выпол­нять одновременно.

Упражнение 9

Взрослый просит ребенка выполнять называемые дви­жения без показа образца. Команды берутся из упражне­ния 8.

Упражнение 10

Это упражнение дополнительно тренирует самоконтроль, произвольное торможение. Взрослый выполняет неслож­ные движения, ребенок повторяет каждый раз выполнен­ное движение, отставая на одно. Приведем пример.

Взрослый ставит руки на пояс, затем вытягивает пра­вую руку в сторону.

Ребенок ставит руки на пояс.

Взрослый выставляет левую ногу вперед.

Ребенок вытягивает правую руку в сторону.

Взрослый поднимает левую руку.

Ребенок выставляет левую ногу вперед и т.д.


tipichnie-situacii-i-roli-videlyaemie-podrostkami.html
tipichnie-specificheskie-cherti-epohi-barokko.html
    PR.RU™