Типы развития: эволюционное и революционное.

Направление развития: прогресс, регресс

Категориальный строй – сетка образующая 4 уровня категорий, которая охватывает всю психосферу и порождает весь понятийный аппарат психологии.

Кат строй описали Петровский и Ярошевский

Уровневая организация категориального строя

1 ур – явления, внешне набл-е объекты

2 ур – феномены

3 ур – идеи

4 ур – парадоксальный статус категорий

Кластерная организация – кажд кластер, отдельное направление в психологии.

Каждая категория неотделима от категории своего уровня. Категория более высокого уровня содержит в себе все категории предыдущего уровня.

Функции категориального аппарата:

1.В нём закрепляются знания об окружающем мире.

2.Категория – основа для вывода нового знания.

Любая наука существует на базе строгого категориального аппарата.

Блоки категориального каркаса.

Общепсихологические и частнопсихологические категории. Связь категорий психологии с практикой психологических исследований. Система феноменов, изучаемых в современной психологии – это всё по категориальному каркасу.

Материалистический и идеалистический подходы.

Естественнонаучная и гуманитарная парадигмы. Суть естественно-научной парадигмы : 1. Предмет исследования (психика, личность) - объект, вещь; 2. Имеет место монологическая форма познания предмета, т. е. исследователь созерцает вещь и высказывается о ней; 3. сам объект исследования пассивен; 4. задача исследователя - наиб точно предсказать поведение чела. Это возможно в силу того, что объект, т. е. чел, в основном детерминируется внешними причинами.

. Гуманистическая парадигма подчеркивает, что объект исследование - это субъект, знания о нем можно получить только диалогически. Предвидеть поведение чела весьма затруднительно. Поведение детерминируется целями чела. Эта парадигма считает, что чел - это существо безмерное, многомерное, его нельзя познать окончательно. Способ познания - понимание чела. Нужно вжиться в него, встать на его место. Представители этих парадигм спорят м/собой.

Номотетический и идеографический подходы в психологии.

Вильгельм Дильтей к концу прошлого века предложил разделить Y на объяснительную (Y, ориентирующаяся на естествознание, базируется на методе объяснения) и описательную (в лит-ре называют понимающей - Y, ориентирующаяся на науки о культуре, базируется на методе интуитивного постижения жизни). Один из крупных немецких философов (Вильденбандт) в 1894 предложил разделить науки не по предмету, а методу исследования. Он предложил 2 вида наук: 1. номотетические (отыскивают общие закономерности) и 2. идеографические (изучают отдельные случаи, кот имеют место 1 раз). Объяснительная Yя для Дильтея - это номотетическая, а описательная - это идеографическая, где чел - это нечто уникальное. По Дильтею. каждой из этих дисциплин свойственна своя научная парадигма. ОбъяснительнаяY, по Дильтею. действует на основе естественно-научной парадигмы, т. е. у нее понимание и метод исследования предмета, кот приняты естественными дисциплинами.



ОписательнаяY исходит из гуманитарной парадигмы.

В психодиагностике выделяют 2 подхода измерения и распознавания индивидуально-психологических особенностей чела: номотетический и идеографический. Эти подходы отл по следующим основаниям:

1) понимание объекта измерения; 2) направленность измерения; 3) характер методов измерения.

Основание Номотетический подход Идеографический подход
Понимание объекта измерения Понимание личности как набора свойств Понимание личности как целостной системы
Направленность измерения Выявление и измерение общих для всех людей свойств личности Распознавание индивидуальных особенностей личности
Методы измерения Стандартизованныеметоды измерения, требующие сопоставления с нормой Проективные методики и идеографическиетехники

ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ. СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕХАНИЗМЫ ОБЩЕНИЯ

Общение – сложный процесс взаимодействия людей, который заключается в обмене информацией, в процессе восприятия дрдр, в организации совместной деятельности.

В широком смысле – любое наблюдаемое поведение, в ходе которого предпологается влияние др на др

В узком смысле – процесс непосредственного контактированиядр с др

Виды общения

- Деловое– решение задач и Светское – поддержание отношений



- Непосредственное – речь, мимика жесты и - Опосредованное – письмо, интернет

Функции общения

1 подход – базируется на 3-х сторонах общения

- Информационно-коммуникативная – прием и передача инфо

- Регуляционно-коммуникативная – регуляция поведения друг друга

- Аффективно-коммуникативная – регуляция эмоциональной сферы

2 подход

- Организация совместной деятельности

- Познание людьми друг друга

- Формирование и развитие межличностных отношений

Содержание общения – информация, которая передается

Стороны общения:

· коммуникативная (обмен информацией между индивидами)

· интерактивная (организация взаимодействия между общающимися индивидами)

· перцептивная (процесс восприятия и познания друг другом партнеров по общению и установление взаимопонимания)

Деструктивная форма общения

Ложь – умышленное искажение истины и введение в заблуждение другого человека. Обман(вербалика) – сознательное стремление создать у партнера ложного представления о предмете обсуждения при этом прямых искажений истины нет (например умолчание). Вранье – коммуникативный феномен, который используется для установления хороших отношений с человеком (присутствует намерение обмануть, оно бескорыстно, врун может получать удовольствие от вранья)

Компетентность общения

Коммуникативная – темп речи, характеристики голоса, словарный запас, соответствие вербалики и невербалики, умение контролировать и сознавать свою невербалику (чувствовать). Интерактивная – понимание ситуации (роли). Перцептивная – способность понимать состояние другого человека, видеть, способность к эмпатии, идентификация

Конструктивное общение

Плодотворное. Параметры: неоценочность, специфичность. Неоценочность– осознанное стремление человека эмоционально реагировать на высказывание партнера. Аргументированность – довод, доказательство, обоснованность. Специфичность – конкретное поведение собеседника, каждый ведет себя по-разному. Язык чувств – эмоциональное понимание другого человека

Успешное общение

Достижение целей. Неформальное установление контакта, доверительное отношение. Удовлетворенность –это психическое состояние, обладающее мобилизующим эффектом во многих видах деятельности, чувство неполноценности, стабильности, отсутствие трудностей. Отсутствие трудностей (скованности, напряжения). Успешное общение проявляется в достижении психологического контакта, его сохранении в целях стабилизации отношений, для того, чтобы при сменяющихся обстоятельствах люди подстраивались друг под друга.Основные психологические критерии: Легкость, спонтанность, свобода (в общении), контактность, коммуникативная совместимость, адаптивность, удовлетворенность (см. выше).Общительность – общая и первичная черта характера (Мерлин, Ананьев). Направленность - интроверсия – экстраверсия. Средства – коммуникативность. Широта – легкость. Сверхконтактность – общение чересчур (может быть из-за тревожности, напряжения, низкой адаптивности). Коммуникативная совместимость – не возникает неблагоприятных последствий после контакта. Адаптивность – готовность человека к пересмотру позиций, принципов. Сверхадаптивность (не есть хорошо) – высокая конформность

Механизмы

Заражение – это бессознательная невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям. Основа заражения – эмоциональное воздействие в условиях непосредственного контакта. Поскольку это эмоциональное состояние возникает в массе, действует механизм многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся людей. Особой ситуацией, где усиливается воздействие через заражение, является ситуация паники. Мера, в которой различные аудитории поддаются заражению, зависит, конечно, и от общего уровня развития личностей, составляющих аудиторию, и — более конкретно — от уровня развития их самосознания. Функции: усиление сплоченности и компенсация недостаточной сплоченности.

Внушение (суггестия) – целенаправленное неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. Человек, осуществляющий внушение, называется суггестор; человек, которому внушают, т.е. выступающий объектом внушения, называется суггеренд. При внушении информация воспринимается не критически, оно адресовано не логическому мышлению, а эмоциональной готовности человека получить установку к действию. Эффективно внушение для людей, не уверенных в себе, детей, утомленных людей, ослабленных физически. Решающим условием эффективности внушения является авторитет суггестора, создающий особый, дополнительный фактор воздействия — доверие к источнику информации.

Убеждение – система логических доказательств, ориентированных на критически-настроенную личность. Убеждение построено на том, чтобы с помощью логического обоснования добиться согласия от человека, принимающего информацию. Условием убеждающего воздействия является заинтересованность человека, которому адресовано это воздействие. Отличия убеждения от внушения: внушение не нуждается в доказательстве и логике; убеждение представляет собой преимущественно интеллектуальное, а внушение — преимущественно эмоционально-волевое воздействие.

Подражание – воспроизводство одним человеком определенных образцов поведения, которые имеют некую эмоциональную окраску. Виды подражания: логическое и нелогическое; внутреннее и внешнее; подражание-мода и подражание-обычай. Законы подражания: подражание идет от внутреннего к внешнему (внутренние образцы вызывают подражание раньше, чем внешние); низшие по социальной лестнице подражают высшим.


tipichnie-illyuzii-konfliktantov.html
tipichnie-morfologicheskie-i-sintaksicheskie-oshibki.html
    PR.RU™