Типы педагогического отношения учителя к детям

Остановимся подробнее на внутренней подструктуре межличностного взаимодействия учителя и ребенка — педагогическом отношении.

Выделяют несколько типов отношений педагога к де­тям: устойчиво-положительный, пассивно-положительный, неустойчивый, открыто-отрицательный, пассивно-отрица­тельный. Что характерно для каждого из них? (10).

1. Устойчиво-положительный тип. Он характеризуется ровным, душевным отношением к детям, заботой о них, помощью при затруднениях. Педагогам этого типа при­сущи преобладание положительной оценки ребенка, ис­кренность, такт. Такой учитель действует больше убеж­дением, чем принуждением. Словом, улыбкой, жестом, мимикой, пантомимикой он дает понять ребенку, что тот для него небезразличен.

2. Пассивно-положительный тип отношений проявля­ется в нечетко выраженной эмоционально-положительной направленности во взаимодействии с детьми. Такой пе­дагог нередко проявляет сухой, официальный тон в об­щении с воспитанниками.

3. Неустойчивый тип отношений характеризуется ситу-ативностью поведения педагога при общей эмоциональ­но-положительной направленности. Такие педагоги не­редко попадают под власть своих настроений и пережи­ваний, их оценка ребенка и манера поведения в значительной степени зависят от сложившейся ситуации.

4. Открыто-отрицательный тип отношений педагога к детям характеризуется негативным отношением к детям, педагогической работе. Всем своим поведением он как бы подчеркивает, насколько он выше детей. Такой педагог создает в группе часто атмосферу постоянной напряжен­ности, сосредоточивает свое внимание на отрицательных поступках, фактах плохого поведения. Между детьми и учителем (воспитателем) такого типа может возник­нуть и психологический барьер, когда дети вообще пере­стают воспринимать требования педагога, постоянно «защищаются» от него.

5. Пассивно-отрицательный тип отношений педагога характеризуется скрытой отрицательной направленно­стью педагога к детям, педагогической деятельности. Пе­дагог умеет создать внешние признаки хорошей органи­зации работы, однако на самом деле к работе и детям безразличен.

В исследованиях было выявлено, что в классе, где работают педагоги с устойчиво-положительным типом отношений, количество детей с благоприятным положе­нием в системе личных отношений значительно выше средних показателей. В то же время в них отмечается

наименьшее количество детей, занимающих устойчивое неблагоприятное положение (27).



Отношение учителя к детям определяет в значитель­ной степени отношение самих детей к школе. Когда де­тям шестилетнего возраста, обучающимся в подготови­тельных классах, был задан вопрос: «Представь, что те­бя переводят в соседний класс. С кем бы ты перешел? С учителем? С друзьями? Один?»,—то у учителя с ак­тивно-положительным типом отношений 74% учеников хотели бы перейти вместе с ним. «Ситуативного» педа­гога выбрали только 47% опрошенных, учителя с отри­цательным отношением к детям—39%. Желающих уй­ти в одиночку у «ситуативного» учителя было 13%, у «активно-отрицательного»—19% и у «пассивно-отрица­тельного»—22%.

На вопрос «Хотел бы ты вернуться назад в детский сад?» все воспитанники учителя с активно-положитель­ным типом отношения ответили «нет»; в классе учителя с пассивно-положительным отношением 29% детей ответили «да», у «ситуативного» учителя 33% детей отве­тили «да», у учителя с активно-отрицательным отноше­нием 67% детей ответили «да». Учителя с положитель­ным стилем отношений проявляют более глубокий инте­рес к внутреннему миру детей, в то время как учителя с отрицательным стилем отношений либо вообще не в состоянии понять значимость для ребенка его отношений с одноклассниками, либо считают, что подобные тонкос­ти не входят в круг их служебных обязанностей.

Для педагогов в целом характерна тенденция «улуч­шать» оценку статусной структуры класса: большинство учащихся, по их мнению, находятся в благоприятном статусном положении. Эта тенденция не может ве вы­зывать тревогу: педагоги зачастую не замечают психо­логической изоляции своих воспитанников, фактически находящихся в неблагоприятном положении и нуждаю­щихся в неотложной педагогической помощи. Одновре­менно нередко проявляет себя и другая тенденция: педа­гогами недооценивается статус детей, находящихся в наиболее благоприятном положении.



Правильному педагогическому отношению учителя к детям мешает и сгереотипизация восприятия учителем своих учеников. Учитель на основании нескольких фак­тов распространяет свою оценку на ученика в целом, Трудно дается ученику, к примеру, математика — и учи­тель навечно зачисляет его в разряд ленивых или не-

способных. Опасна и другая крайность—эффект «орео­ла», когда у хорошего ученика «все хорошо», у отстаю­щего—«все плохо». И учитель общается с ним сквозь призму этого предубеждения.

Преодоление стереотипизации, всестороннее позна­ние ребенка создают благоприятные возможности для успешного педагогического общения.


tipi-struktur-upravleniya-organizaciyami.html
tipi-sudohodnih-shlyuzov-i-osobennosti-ih-raboti.html
    PR.RU™