Типы орг.структур и форм управления гостиничного предприятия

В управленческой практике индустрии гостеприимства наиболее распространены следующие типы организационных структур:

· линейный;

· функциональный;

· линейно-функциональный.

Линейная организационная структура управления. Линейные связи в гостинице отражают движение управленческих решений и информации, исходящих от так называемого линейного менеджера, то есть лица, полностью отвечающего за деятельность гостиницы (как правило, небольшой) или ее структурных подразделений (в крупной). Это одна из простейших организационных структур управления. Она характеризуется тем, что во главе каждого структурного подразделения находится руководитель, наделенный всеми полномочиями, осуществляющий все функции управления (рис. 2.1).

·

· Рис. 2.1. Линейная структура управления организацией

Преимущества линейной организационной системы управления:

  1. единство и четкость распоряжений;
  2. согласованность действий исполнителей;
  3. простота управления (один канал связи);
  4. четко выраженная ответственность;
  5. оперативность в принятии решений;
  6. личная ответственность руководителя за конечные результаты деятельности своего подразделения.

Недостатки линейной организационной системы управления:

  1. высокие требования к руководителю, который должен быть подготовлен всесторонне, чтобы обеспечить эффективное руководство по всем функциям управления;
  2. отсутствие звеньев по планированию и подготовке решений;
  3. перегрузка информацией, множество контактов с подчиненными, вышестоящими и сменными структурами;
  4. концентрация власти в управляющей верхушке.

5. Функциональная организационная структура управления. Функциональное управление осуществляется некоторой совокупностью подразделений, специализированных на выполнении конкретных видов работ, необходимых для принятия решений в системе линейного управления (рис. 2.2).

6. Идея состоит в том, что выполнение отдельных функций возлагается на специалистов. В организации, как правило, специалисты одного профиля объединяются в структурные подразделения (отделы), например отдел маркетинга, отдел приема и размещения, плановый отдел и т.д. Таким образом, общая задача управления организацией делится, начиная со среднего уровня, по функциональному критерию. Отсюда и название - функциональная структура управления.

Рис. 2.2. Функциональная структура управления организацией

Преимущества функциональной структуры:

  1. высокая компетентность специалистов, отвечающих за осуществление конкретных функций;
  2. освобождение линейных менеджеров от решения некоторых специальных вопросов;
  3. стандартизация, формализация и программирование явлений и процессов;
  4. исключение дублирования и параллелизма в выполнении управленческих функций;
  5. уменьшение потребности в специалистах широкого профиля.

Недостатки функциональной структуры:



  1. чрезмерная заинтересованность в реализации целей и задач "своих" подразделений;
  2. трудности в поддержании постоянных взаимосвязей между различными функциональными службами;
  3. появление тенденций чрезмерной централизации;
  4. длительность процедур принятия решений;
  5. относительно застывшая организационная форма, с трудом реагирующая на изменения.

Линейно-функциональная (штабная) структура управления гостиницей. При такой структуре управления всю полноту власти берет на себя линейный руководитель, возглавляющий определенный коллектив. При разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов ему помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений (управлений, отделов, бюро и т.д.) (рис. 2.3).

В данном случае функциональные структуры подразделения находятся в подчинении главного линейного руководителя. Свои решения они проводят в жизнь либо через главного руководителя, либо (в пределах своих полномочий) непосредственно через соответствующих руководителей служб-исполнителей.

Рис. 2.3. Линейно-функциональная структура управления

Рис. 2.5. Примерная организационная структура крупного гостиничного комплекса

Формы управления предприятиями гостеприимства:

А) Управление отелем по контракту.

Контракт - письменное соглашение на управление гостиницей, заключенное между владельцем предприятия и независимым управляющим или управленческой компанией.

Управление по контракту имеет преимущества и недостатки для обеих сторон.



Плюсы для владельца:

1) менеджер не владеет долей имущества;

2)максимальная прибыль - владельцу за вычетом вознаграждения управляющему;

3) большая свобода выбора управляющего с хорошей репутацией.

Минусы для владельца:

· отсутствие оперативного контроля;

· максимальный риск;

· ьотсутствие возможности вмешиваться процесс управления;

· трудности с досрочным расторжением контракта.

Плюсы для управляющего:

1) расширение сферы влияние

2) увеличение дохода с минимальными затратами.

Минусы для управляющего:

· зависимость от финансового состояния владельца;

· доход ограничен суммой гонорара;

· возможность потери работы после окончания срока действия контракта.

Б) Управление по договору франчайзинга.

Франчайзинг - система договорных отношений между самостоятельными предприятиями, при которых одно из них получает право на производство и реализацию от имени и под торговой маркой другого предприятия определенного вида товаров и услуг.

Франчайзерзаинтересован в привлечении в свою рыночную сеть новых членов. С этой целью он обычно готовит для заинтересованных лиц документы, наиболее важными из которых является Стандартный пакет предложения (UFOC - UniformFranchiseOfferingCircular). Этот документ предоставляет информацию франчайзи информацию о том, кем является франчайзер, какой характер носит осуществляемый им бизнес. Обычно в стандартном пакете оговариваются следующие моменты:

· квалификация руководящего состава франчайзера;

· финансовое состояние предприятия;

· стоимость лицензии;

· роялти;

· общая сумма вложения франчайзи;

· возможность предоставления финансирования;

· помощь, оказываемая франчайзи;

· обязанности сторон;

· территория деятельности франчайзи;

· «юридическая история» франчайзера;

Плюсы франчайзера:

1) Возможность более глубокого проникновения на рынок;

2) Расширение бизнеса с минимальными инвестициями;

3) Дополнительный доход от выплат франчайзи.

Минусы франчайзи:

· Возможность приобретения негативного имиджа в случае неудачной работы франчайзи.

Плюсы франчайзи:

· Помощь в начальный период деятельности;

· Реклама;

· Возможность пользоваться централизованной системой бронирования;

· Корпоративные скидки на приобретение необходимой продукции.

Минусы франчайзи:

1) Необходимость отчислений франчайзеру;

2) Необходимость строго следовать стандартам франчайзера.

В) Аренда.

Сущность аренды состоит в том, что отель берется в наем на определенный срок за оговоренный процент с продаж (обычно от 20 до 50

Г) Управление отелем осуществляет его владелец.

Такая форма управления характерна для небольших независимых отелей.

Преимущества:

· Единоначалие и отсутствие второй стороны;

· Полная свобода действий владельца;

· Возможность оперативного контроля.

Недостатки:

· Максимальный риск без гарантии компенсации затрат;

· Отсутствие национальной поддержки и доступа в глобальные системы бронирования.


tipi-skazuemogo-i-sposobi-ego-virazheniya.html
tipi-slogovoj-strukturi-slov.html
    PR.RU™