Типы наиболее распространенных конфликтогенов

К возникновению конфликта даже при отсутствии конфликтной ситуации может привести использование одной из сторон социального взаимодействия конфликтогенов. Большинство из них можно отнести к одному из трех типов:

1) стремление к превосходству;

2) проявление агрессивности;

3) проявление эгоизма.

Общим для всех этих типов является то, что они направлены на решение каких-то психологических проблем. Рассмотрим наиболее подробно некоторые из них. Стремление к превосходству - это самая большая и разнообразная группа конфликтогенов. Оно осуществляется разными способами:

 прямое проявление превосходства в виде приказаний, угроз, замечаний или любых других отрицательных оценок, критика, обвинение, насмешка, издевка, сарказм;

 снисходительное отношение, т. е. проявление превосходства, но с оттенком доброжелательности: "Не обижайтесь", "Успокойтесь", "Неужели Вам это непонятно?", "Вам ведь русским языком сказано", "Вы умный человек, а поступаете...";

 хвастовство, т. е. восторженный рассказ о своих успехах, истинных или мнимых, который вызывает раздражение, желание поставить хвастуна на место.

 категоричность, проявление излишней уверенности в своей правоте в виде таких высказываний, как "Я считаю", " Я уверен", "Ты не прав". Вместо них безопаснее говорить "Я думаю", "Я полагаю", "Я с тобой не согласен" и т.п. Конфликтогенами данного вида являются заявления типа "Все мужчины - подлецы", "Все женщины - обманщицы", "Все воруют". Категоричные, стереотипные суждения родителей о вкусах и нравах молодежи могут спровоцировать конфликты и оттолкнуть от них детей;

 навязывание своих советов. Советующий, по существу, занимает позицию превосходства. Есть правило: давай советы лишь тогда, когда об этом просят. Выбирай тактику общения, не обижающую партнера;

 перебивание собеседника, когда один постоянно поправляет другого, показывая тем самым, что он знает лучше, слушать надо его, повышение голоса и т. д.;

 утаивание информации. Отсутствие информации может вызвать состояние тревоги. Слухи, сплетни заполняют недостающую информацию, а к скрывшему ее возникает недоверие;

 нарушения этики, намеренные или ненамеренные. Например, доставил неудобство (нечаянно толкнул, наступил на ногу), но не извинился, не поздоровался и т. п.

 подшучивание. Его объектом обычно становится тот, кто почему-либо не может дать отпор. Осмеянный рано или поздно будет искать возможность сквитаться с обидчиком, т. е. вступит в конфликт;



 обман или попытка обмана, используемые для достижения цели нечестным путем, что является сильнейшим конфликтогеном;

 напоминание о какой-то проигрышной для собеседника ситуации, что снова напоминает о позорной беспомощности. Чувство благодарности за помощь постепенно вытесняется чувством раздражения, неприязни;

 просьба одолжить деньги. Отказ вызывает неприятное чувство у просящего в долг, но и удовлетворение просьбы нередко приводит к конфликту. Не зря родилась пословица: "Хочешь потерять друга - одолжи ему денег".

Завершая этим, возможно, неполный перечень конфликтогенов данного типа, можно отметить, что объединяет их, кроме достижения цели превосходства, пристройка сверху, т. е. подчеркивание своего преимущества посредством общения с позиции "Родителя". Все это - попытка манипулировать собеседником, т. е. управлять им против его воли, достигая при этом собственных выгод, психологических или материальных. 6

Агрессивность. В латинском языке "aggressio" означает "нападение". Агрессия может проявляться как черта личности или ситуативно, как реакция на сложившиеся обстоятельства. Охарактеризуем агрессивность как один из конфликтогенов:

 природная агрессивность. К счастью, людей с повышенной агрессивнностью от природы меньшинство. Известны в педагогике возрастные проявления агрессивности, например, у подростков: драки, вызывающее поведение дома, в школе, на улице. Здесь и попытка самоутверждения, и протест против своего "неравноправного", зависимого от взрослых положения. Человек с повышенной агрессивностью является "ходячим конфликтогеном", он разрешает свои внутренние проблемы за счет окружающих. Человек с агрессивностью ниже средней рискует добиться в жизни намного меньше, чем он достоин. Полное отсутствие агрессивности граничит с апатией или бесхарактерностью;



 ситуативная агрессивность возникает как ответ на внутренние конфликты, вызванные сложившимися обстоятельствами. Это могут быть неприятности (личные или по работе), плохое настроение и самочувствие, а также ответная реакция на конфликтоген.

Эгоизм. Корнем слова "эгоизм" является латинское "ego", обозначающее "я". Все проявления эгоизма являются конфликтогенами, ибо эгоист добивается чего-то для себя за счет других, и эта несправедливость служит почвой для конфликтов. Эгоизм - ценностная ориентация личности, характеризующаяся преобладанием собственных интересов, потребностей, переживаний при равнодушии к интересам и внутреннему миру других людей. Развитие эгоизма и превращение его в доминирующую черту личности объясняется серьезными дефектами воспитания. Антиподом эгоизма является альтруизм. Это ценностная ориентация личности на интересы других людей.


tipi-orgstruktur-i-form-upravleniya-gostinichnogo-predpriyatiya.html
tipi-otnoshenij-mezhdu-klassami.html
    PR.RU™