Типы личности при речевых нарушениях

В дальнейшем, если не проводить логопсихологическую работу, происходят патологические изменения в характе­ре, поведении, личности в целом, формировании установок. В итоге личностные свойства человека с нарушением речи зависят от особенностей его характера, его отноше­ния к своему дефекту. Выделяют несколько типов форми­рования личности.

Социально ориентированный (конформный). Данный тип демонстрирует конъюнктурное подчинение любым автори­тетам в группе. Такие люди обычно склонны к морализатор­ству и консерватизму, а их главное жизненное кредо «быть как все». Это тип приспособленца, который ради своих ин­тересов готов всегда найти оправдание своим поступкам.

Доминирующий. Этот тип людей характеризуется стрем­лением к лидерству, жаждой похвалы. Он демонстрирует высокую приспособляемость к людям, вместе с тем обна­руживает склонность к интригам. У таких людей слишком высокие притязания к себе и окружающим, они система­тически провоцируют конфликты, но при этом активно защищаются. Часто отлынивают от работы.

Чувствительный. Повышенная чувствительность ко все­му: к тому, что радует, и к тому, что огорчает или пугает. Такие люди обычно робки и застенчивы при посторон­них, не любят больших компаний, азартных, подвижных игр. Они отличаются послушанием и обнаруживают боль­шую привязанность к родителям.

В юношеском возрасте усиливаются трудности адаптации в связи с осознанием своей отличности от других, возника­ет комплекс неполноценности. Вместе с тем у таких людей формируется чувство долга, обнаруживаются высокие мо-

ральные требования к себе и окружающим. Недостатки в своих способностях они часто компенсируют выбором сложных видов деятельности и повышенным усердием.

Тревожный. Людям данного типа свойственна низкая контактность, робость, неуверенность в себе, минорное настроение, усугубляющееся нарушением речи. Они ред­ко вступают в конфликты, играют в основном пассивную роль, б сложных ситуациях ищут поддержки и опоры.

Интровертируемый. Люди с данным типом формиро­вания личности характеризуются низкой контактностью, замкнутостью, оторванностью от реальности. Они любят одиночество, всеми силами избегают конфликтов с окру­жающими, протестуют только при попытках бесцеремон­ного вмешательства в их личную жизнь. Часто представля­ют собой эмоционально холодных идеалистов, относитель­но слабо привязанных к людям. Они имеют на все свою точку зрения, которую, вследствие неуверенности в своих силах, не отстаивают в спорах.



Гармоничный. Этот тип у людей с речевыми нарушения­ми встречается редко. Дети, развивающиеся гармонично, адекватно реагируют на свой речевой дефект. Они активны в своей деятельности. Стремятся к общению, особенно со взрослыми. При хороших способностях они обнаруживают недостаточную дисциплинированность. Иногда переоцени­вают свои способности, бывают слишком самоуверенны, переживают свои ошибки, но стремятся их исправить.

Сензитивным периодом в становлении характера мож­но считать возраст от 2—3 до 9—10 лет. Именно тогда наи­более продуктивно проводить логопсихологическую рабо­ту с детьми с речевой патологией, чтобы избежать фор­мирования у них патологических черт личности. Им особенно свойственна зависимость от чужого мнения, по­этому важно вести работу и с родителями. Детям с рече­вой патологией еще больше, чем остальным, необходима поддержка взрослых, их старания в исправлении недостат­ков требуют поощрения и посильной помощи родителей или лиц, их заменяющих.

Мотивация общения

В связи с нарушением всех компонентов деятельности у таких детей наблюдаются и изменения мотивационного звена общения. Рассмотрим один из важнейших мотивов общения — мотив афиликации.

Мотив афиликации актуализируется и удовлетворяется только в общении людей. Он обычно появляется как стрем­ление человека наладить добрые, эмоционально положи­тельные взаимоотношения с окружающими.

В связи с нарушением речи у детей наблюдается нару­шение мотива афиликации, который зачастую заменяется мотивом отвергания, проявляющимся в боязни быть не принятым, отвергнутым значимыми людьми. Доминиро­вание у человека мотива отвергания формирует стиль его общения с окружающими, что ведет к неуверенности, ско­ванности, неловкости, напряженности.

Речевая деятельность нужна для общения. У детей с речевой патологией количество целей общения значительно уменьшается в силу имеющегося дефекта, преобладает ситуативное общение в пределах бытовой тематики.



Таким детям свойственно сужение возможностей ком­муникации. Коммуникативная способность включает в себя экстралингвистические факторы, а также подразумевает наличие совпадений мотивационной и познавательной базы субъектов общения.

Низкий уровень языковой способности определяет и соответственно низкий уровень коммуникации, что, в свою очередь, усложняет процесс учебной (коррекционной) коммуникации, поскольку именно коммуникативная спо­собность (способность адекватно целям обучения и воспи­тания организовывать неречевое и речевое взаимодействие логопсихолог—ребенок) является одним из условий ус­пешности обучения в целом. Поэтому важно расширять коммуникативные способности ребенка с целью форми­рования и развития у него смысловой системы и связи личности с миром.

Становление речевой деятельности как первичной по отношению ко всем другим видам деятельности очевидно. Поскольку речь тесно связана со всеми ВПФ, она соот­ветственно влияет на ход формирования и развития всех видов деятельности ребенка. Ввиду изменений личности ребенка с речевой патологией измененными оказываются и мотивы деятельности.

Вопросы и задания

1. Что входит в структуру личности?

2. Перечислите основные типы формирования личности.

3. Раскройте специфику личностной сферы детей с ре­чевыми нарушениями.

Тест 17

1. Выберите самое узкое по содержанию понятие:

а) индивид;

б) индивидуальность;

в) характер.

2. Возрастные особенности, свойственные детям с ре­чевой патологией с 3 до 5 лет:

а) низкая речевая активность, пассивность, отсутствие признаков ролевого поведения;

б) речевая активность, участие в сюжетно-ролевых иг­рах;

в) смещение и смешение временных представлений, - путаница в моральных и мировоззренческих установ­ках.

3. Тип формирования личности, для которого харак­терны робость, застенчивость, большая привязанность к родителям, комплекс неполноценности, повышенная чув­ствительность ко всему происходящему:

а) социально ориентированный;

б) доминирующий;

в) чувствительный;

г) тревожный;

д) интровертированный,

4. Возраст, который принято считать сензитивным в становлении характера:

а) 2—3 года;

б) 9—10 лет;

в) 2—10 лет.

5. Мотив общения, на который заменяется мотив афи-ликации у детей с речевой патологией:

а) отвергание;

б) аффект (агрессия);

в) стремление к власти.

6. Общение, преобладающее у детей с нарушениями речи:

а) деловое;

б) ситуативное;

в) внеситуативно-личностное.


tipi-lihoradok-v-zavisimosti-ot-velichini-temperaturi-tela.html
tipi-marketinga-i-sreda-marketinga.html
    PR.RU™